Вторник, 30.04.2024, 14:24
Приветствую Вас, Гость

Областные инновационные площадки

Областной закон «Об образовании в Ростовской области» от 14 ноября 2013 № 26-ЗС 

Статья 4. Инновационная деятельность в сфере образования

1. Инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в Ростовской области в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями.

2. В целях создания условий для реализации инновационных проектов и программ, имеющих существенное значение для обеспечения развития системы образования, организации, указанные в части 1 настоящей статьи, реализующие инновационные проекты и программы, признаются област­ными инновационными площадками и составляют инновационную инфра­структуру в системе образования Ростовской области.

 

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ

05.04.2024 г.

Цель инновационной деятельности в ДОУ 

  1. Улучшение способности педагогической системы детского сада достигать качественно более высоких результатов образования. Новые образовательные программы призваны обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи.
  2. Внедрение инноваций в работу ДОУ, требует изменений и обновлений в организации методической службы. Особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов и администрации.

Организация инновационной деятельности в ДОУ

Задача руководителя дошкольного учреждения – создание мотивационных условий вхождения коллектива в инновационную деятельность, учет индивидуальных качеств участников инновационного процесса, их профессионального уровня, психологической готовности к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке.

Некоторые организационные моменты:

  1. Создание структурных подразделений– творческих групп педагогов по проблемам.
  2. Использование активных форм методической работы с педагогическим коллективом (семинары-практикумы, деловые игры, педагогические гостиные, моделирование и анализ проблемных ситуаций).
  3. Разработка программ профессионального роста педагогов с учетом индивидуально-дифференцированного подхода к каждому воспитателю для повышение профессиональной и методической компетентности.
  4. Информационно-методическое сопровождение инновационной деятельности ДОУ:
  5. Создание базы данных по передовому педагогическому опыту, касающегося темы нововведения и приоритетного направления ДОУ.
  6. Обеспечение педагогов, работающих над внедрением новых программ и технологий, дифференцированным справочно-информационным материалом
  7. Создание видеотеки методических материалов, открытых занятий, выставок по темам проектов и т.д.

Основными формами работы с детьми и родителями являются:

  1. игровые сеансы (индивидуальные и групповые);
  2. индивидуальные развивающие занятия;
  3. консультации, семинары-практикумы, тренинги, деловые игры, родительские собрания;
  4. выставки (игровых пособий, литературы);
  5. праздники, развлечения, открытые просмотры.

Контрольные показатели развития ребенка учитывают:

  1. Сенсорное развитие
  2. Развитие движений
  3. Развитие речи
  4. Музыкальное развитие.
  5. Процесс адаптации каждого ребенка в микроклимате группы (для наблюдений за изменением поведения, настроения, активности, коммуникативности воспитанника заполняется карта)

Некоторые направления инноваций в ДОУ:

  1. Разработка программно-методического обеспечения инновационных процессов:
  2. Программы развития ДОУ, бизнес-плана, образовательной программы, годового плана.
  3. Разработка и внедрение в практику инновационных коллективных и индивидуальных педагогических проектов.
  4. Внедрение новых форм дифференциации специального образования: логопункта.
  5. Создание консультативного пункта для родителей (законных представителей)  и детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в условиях семьи для обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих ДОУ.
  6. Внедрение инновационных подходов к физкультурно-оздоровительной работе ДОУ (оздоровительно-игрового, динамического «часа», «часа» двигательного творчества).
  7. Социальные технологии гармонизации детско-родительских отношений.
  8. Научно-методические продукты инновационной деятельности – публикации  методических пособий и разработок, размещение материалов педагогов на сайтах сети Интернет; участие в виртуальных проблемных семинарах, научно-практических конференциях, Интернет-сообществах, форумах, педсоветах.
  9. Работа творческой и проблемной групп, проведение мастер-классов.
  10. Информатизация образовательного процесса: организация работы сайта ДОУ, использование потенциала медиаобразовательных средств для презентации  продуктов проектно-исследовательской деятельности, составление баз данных, работа с Интернет-ресурсами, разработка диагностического инструментария и др.

Примеры инновационной деятельности в ДОУ:

  1. метод игрового моделирования при взаимодействии педагога и родителей;
  2. совершенствование мастерства педагогов;
  3. поиск новых подходов в работе с детьми и их родителями;
  4. мониторинг развития каждого ребенка;
  5. учет особенностей ребенка, индивидуализация развития личностных качеств;
  6. внедрение в воспитательно-образовательный процесс здоровьесберегающих технологий;
  7. формирование основ безопасной жизнедеятельности;
  8. организация экологического образования дошкольников;
  9. оптимизация взаимодействия с семьей (Мониторинг семей по вопросам воспитания и развития детей, “круглые столы”, совместные досуги и развлечения, выпуск газеты, создание мини-библиотеки, создание семейного клуба)
  10. создание «Предметно-развивающего пространства детского сада»
  11. Классифицируя инновации по инновационному потенциалу, рассматриваются нововведения как радикальные, т. е. базовые; комбинаторные, где используются различные сочетания; модифицирующие, или улучшающие, дополняющие.
  12. В отношении ДОУ употребляется понятие комбинаторных инноваций, так как возможности ДОУ определяются его потенциалом и характеризуются следующими критериями:
  13. квалификационным составом коллектива педагогов;
  14. наличием и прогрессивностью учебного оборудования;
  15. наличием современной информационной базы;
  16. наличием собственных методических разработок.

Основными элементами инновационного потенциала являются:

  1. материально-технические ресурсы;
  2. финансовые ресурсы;
  3. интеллектуальные ресурсы;
  4. социально-психологические факторы и т. д.

Показатели инновационного потенциала ДОУ:

  1. научно-технический потенциал (численность сотрудников, имеющих высшие разряды и категории, а также количество предложений по совершенствованию педагогического процесса на одного сотрудника);
  2. инновационность управляющей системы в ДОУ (формы стимулирования, участие высшего руководства, уровень свободы, предоставляемой участникам инновационной деятельности).

Несмотря на то, что инновационная деятельность педагогов оказывает положительное влияние на развитие дошкольного образования в целом, и со всей очевидностью заметны позитивные изменения и инициативы, которые приводят к достижению современного качества образования детей в каждом дошкольном учреждении, анализ экспериментальной практики показывает, что остается нерешенными ряд проблем:

  1. проблема воспроизводства инноваций в условиях взаимодействия педагогов ДОУ;
  2. проблема изменения, оптимизации новшеств, способность вовремя избавляться от устаревшего, нецелесообразного;
  3. приспособление новшеств к конкретным условиям с учетом специфики и возможностей ДОУ;
  4. поддержка педагогической инициативы, ее продвижение.

Перспективные направления работы:

  1. организация сетевого взаимодействие инновационных ДОУ, экспериментальных площадок и педагогов-исследователей, объединенных близостью инновационной проблематики.
  2. участие ДОУ и отдельных педагогов, успешно реализовавших свои экспериментальные программы, в научно-практических конференциях, конкурсах, выпуске методических пособий, научных статей, в том числе, используя возможности электронных ресурсов для организации распространения инновационного опыта
  3. создание банка данных по приоритетным направлениям инновационной деятельности в ДОУ, деятельности педагогов-новаторов, их теоретических и методических разработок с использованием возможностей ИКТ.
  4. мониторинг процесса становления профессиональной компетентности, инновационного потенциала педагогов.